?

Log in

No account? Create an account

Назад в прощлое | Вперёд в будущее


Схема троллейбусных маршрутов Чебоксар

Чебоксары - Новочебоксарск
Алексей Колин 05.05.2007 20:57

Прежде чем начать повествование, хочу заранее извиниться перед жителями чувашской земли за возможные искажения фактов, ибо я обрисую город таким, каким увидел его я.
В путеводителе по столице Чувашии написано, что в 2002 году город был признан самым благоустроенным в России, а в 2003 году – культурной столицей Поволжья.
Что ни говори, а город, действительно, на самом деле очень красивый. Он вытянулся на добрых 7 километров вдоль обрывистого высокого правого берега Чебоксарского водохранилища р. Волга и на столько же к югу. Население в столице Чувашии около 460 тыс. жит. Однако планировка кварталов похожа на букву «Т», в связи с чем в городе есть ярко выраженные интенсивные потоки, направленные с запада на восток и с севера на юг.

Историческая часть города, расположена в середине этой буквы «Т» на берегу Волги и визитной карточкой города, пожалуй является огромный монумент Материи Чувашии в заливе, по размерам похожий на монумент матери в Волгограде. До монумента матери через залив можно пройти по пешеходному мосту от Красной площади, изящной площади на берегу залива, где расположен Чувашский драматический театр, где кольцуются троллейбусы. Пожалуй, это самая красивая и самая культурная конечная троллейбусов, которую я когда-либо видел. От неё через мост ведут дорожки к берегу матушки – реки Волги, где можно насладиться и прекрасными пейзажами, открывающимися на противоположный берег водохранилища, и тихой умиротворённой архитектурой русского зодчества предыдущих веков.

Но вернёмся к началу. Поезд подходил к ст. Чебоксары, и из окна вагона уже открывался вид на просп. Ленина и Привокзальную ул. Честно говоря этот вид меня не на шутку смутил огромным количеством жёлтеньких, вонюченьких, прыгающих самых обычных газелек, ласково обзываемых в народе «маршруток». Тут я подумал, что чувашского троллейбусного чуда я не увижу, и приготовился к самому худшему: к тому, что было рассказано про Абакан, Воронеж, Владивосток и прочие города с разгромленным электротранспортом. Жару в огонь подбавил один полупустой троллик, протискивающий себе дорогу среди целого улья жужащих жёлтых как пчёлы маршруток.
«Хана троллейбусу в этом городе» - подумал я и с грустными мыслями о судьбе электротранспорта вышел на привокзальную площадь.
К счастью, в действительности всё оказалось совсем не так. Троллейбус в Чебоксарах функционирует, не только хорошо, но и припеваюче, можно сказать, образцово, назло всем его врагам.

С другой стороны, Чебоксары – первый увиденный мною город, в котором принцип «От добра добра не ищут» не работает. Я привык к тому, что либо в городе огромное количество маршруток и муниципальный транспорт работает с определённо высокой степенью хреновости (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток, Саратов и т.д.), либо строго наоборот – великолепно работает муниципальный транспорт и в городе сравнительно мало маршруток или они отсутствуют вовсе (Ижевск, Хабаровск, Самара, Магнитогорск).
В чём состоит феномен Чебоксар я разгадать так и не смог, но в эту схему он явно не вписывается. В городе огромное количество маршруток. Они словно пчёлы вокруг улья облепляют всё и вся, подъезжают к остановке сразу по 5-6 штук подряд, подрезают и обгоняют, бибикают друг другу, борятся за каждого пассажира, порой создают заторы. При любом взоре на центральных улицах в зону видимости всегда попадают маршрутки, и, скорее всего не одна.
Но! В городе также и огромное количество троллейбусов. И при случайном взоре они тоже всегда находятся в зоне видимости. И к остановке запросто подъезжает сразу по три троллика подряд, при том, что сзади ещё видна непрерывная их вереница.

В выходной день, скорее труднее застать других участников движения – легковые и грузовые автомашины, зато троллейбусов и маршруток всегда много. Такое впечатление, что они живут в параллельных мирах, и друг для друга не существуют. Самое интенсивное движение на просп. Ленина, где проходит 12 маршрутов (отрезок между вокзалом и ул. Гагарина). Здесь работает «троллейбусный конвейер».
Всего в городе 19 троллейбусных маршрутов (максимальный номер 21), все маршруты живые и частоходящие. Интервалы как правило, по 2-5 минут, долго троллейбус никогда не приходится ждать (кроме вечера), ездят они очень быстро, качество покрытия дорог вполне это обеспечивает, эстетическое и техническое состояние машин самое наилучшее. Большинство машин имеют свою традиционную бело-красную раскраску. Исключение составляют, как правило, новые машины, закупленные недавно. Весь этот парк обслуживается тремя троллейбусными депо.
Стоимость проезда 6,5 руб.

Казалось бы, по всем мыслимым и немыслимым законам физики, а также согласно законам других естественных и неестественных наук маршрутки должны бы сойти на нет, либо занять свою минимальную нишу и редко появляться на глаза. Можно, конечно, частично объяснить сей феномен большими расстояниями, на которых троллейбус, останавливающийся на всех остановках, проигрывает бобику, летящему в экспрессном режиме, но я бы не осмелился заявить, что причина ибо в этом. Ибо в Чебоксарах троллейбусная маршрутная сеть весьма удобна и в большинстве случаев проехать из одного конца города в другой можно с использованием только одного троллейбуса (это Вам не Нижний Новогород, Новосибирск или С-Петербург, где маршрутка берёт своей дальнобойностью и беспересадочностью).
Между тем, и сами троллейбусы, пустыми, безусловно, не ездят. Сколько бы там не было маршруток, но в виду их микроскопичной мизерности, именно на троллейбус ложится основная нагрузка по перевозке пассажиров по городу. Случись в городе (не дай бог!) отключение электроэнергии и «эффект» в масштабах будет аналогичен полной остановке всех линий метрополитена в Москве. Кстати, автобусов в городе необычайно мало (те что попадались – ЛиАзы -5256), может быть их малочисленностью и частично объясняется размножение бобиков.

Улицы в городе, чистые, опрятные, следы разрухи середины 1990-х годов успешно маскируются и ликвидируются. То же относится и к новым кварталам. В городе идёт интенсивное жилищное строительство в особенном изящном архитектурном стиле. Основной транспорт на окраинах, как и в центре – троллейбус.
Конечно, в городе с таким населением, с такой вытянутостью на восток и юг, с такими концентрированными потоками просится скоростной трамвай. Но появиться ему было здесь не суждено. Видимо, в качестве компенсации, в городе появилась линия ….. скоростного троллейбуса. Нет, нет, конечно, такого термина не существует, но именно так хочется назвать линию, открытую недавно на Президентском бульваре. Замахнусь ещё больше и заявлю, что это самая красивая троллейбусная линия из всех, которые я когда либо видел.
Но обо всё по порядку. Президентский бульвар – очевидно новая городская широкая магистраль. Он проходит с юга на север от парка «Лакреевский лес» до ул. Композиторов Воробьёвых параллельно самой главной магистрали города – просп. Ленина, соединяющей вокзал с упомянутой выше Красной площадью. Не нужны быть стратегом, чтобы понимать, что просп. Ленина транспортом явно бывает перегружен. Таким образом, Президентский бульвар проходящий с краюшку вдоль залива является не чем иным, как дублёром самой главной улицы в городе (хотя, конечно, может теперь и он является более главным?).

Президентский бульвар – улица колоссальных контрастов. Она проходит фактически вдоль обрыва ущелья. Причём вдоль самого бульвара расположены здания из стекла и бетона, претендующие на самый высокий статус республиканского значения (бизнес- центры, выставочный центр, гостиницы и т.п.). А на другой стороне ущелья понатыканы обычные деревянные домики деревенского типа с пасущимися возле них грациозными козами, амбициозными гусями и весёлыми поросями.
Троллейбус 21-го маршрута парит по Президентскому бульвару очень быстро, спускаясь как будто бы в то самое ущелье, то вздымаясь ввысь к самому Монументу Матери, оставляя за собой внизу рельефные изломы проходящей в нижнем уровне улицы Гагарина, по которой, кстати, тоже идут троллейбусы. 21 маршрут можно вполне делать экскурсионным, ибо из окна троллейбуса видна весьма обширная часть города.

128,48 КБ

Всего лишь в нескольких километрах от самой восточной конечной (ОАО «Промтрактор») начинается троллейбусная сеть Новочебоксарска. Вторым неизведанным для меня феноменом остался факт разъединённости чебоксарской и новочебоксарской троллейбусных сетей. Ведь 101-ый автобусный маршрут (официально Чебоксары – Новочебоксарск), начинающийся у Агрегатного завода в Чебоксарах и заканчивающийся примерно около ГЭС в Новочебоксарске, почти на 3 /4 протяжённости покрывается трассами частоходящих маршрутов троллейбусов – сначала Чебоксар, потом – Новочебоксарска. При этом пассажиропоток между столицей и республики и её спутником весьма высокий, что характеризуется непрерывным потоком маршруток. Между тем, время поездки на автобусе от восточной точки троллейбусной системы Чебоксар до западной точки троллейбусной системы Новочебоксарска составило 7 минут.

Город Новочебоксарск вытянут вдоль Волги почти на такое же расстояние, как и сами Чебоксары, и образован, очевидно, двумя градообразующими предприятиями – ГЭС и химкомбинатом.
В России троллейбусы с номерами маршрутов, превышающих цифру «50» можно увидеть только в двух городах. Ну первый это, понятно, Москва. А вот второй – Новочебоксарск. Видимо, чтобы не создавать путаницу с номерами маршрутов в соседнем городе, в Новочебоксарске маршруты троллейбусов пронумеровали начиная с 51 номера:

№ 51 Ж-д станция – Иваново;
№ 52 Иваново – Химпром;
№ 53 Ж-д станция – Школа № 19;
№ 54 Иваново – ул. В. Интернационалистов;
№ 54К Иваново – Юраково
№ 55 Ж-д станция - ул. В. Интернационалистов;
№ 55К Ж-д станция – Юраково;
№ 56 Иваново – Школа № 19
Итого 8 маршрутов.

Троллейбус в Новочебоксарске также произвёл исключительно хорошее впечатление. Причём здесь это впечатление было усилено ещё и относительно редким появлением маршруток. Внутренних маршруток по городу совсем не много и троллейбус чувствует себя королём.
Сеть представляет из себя две пересекающиеся в центре линии. При этом линии не перпендикулярны, а обе вытянуты вдоль Волги. Троллейбусы ходят часто и быстро.
Особенно впечатлил не шуточно широкий проспект (назначение трёх полос в каждую сторону на городском, вовсе не транзитном, для города проспекте явилось очередной неразгаданной загадкой), проходящий вдоль Волги и через Рощу. На этом вполне пустынном широком проспекте троллейбус смотрится вполне себе важным и скоростным транспортом.

Линия, идущая на Химпром, также проходит по широкому проспекту до Заводоуправления, после чего троллейбус внезапно сворачивает в узкий промзоновский проулок, где оказывается среди сразу двух рядов колючих проволок и злых собак (справа «Химпром», слева ТЭЦ). Кольцуется троллейбус около неприятно пахнущих труб на остановке с романтичным названием «Ж-д станция», но при этом самой ж-д станции в пределах горизонтальной видимости не наблюдается совсем не наблюдается.
Троллейбус в очень хорошем состоянии, пользуется большим спросом, много новых Тролзовских машин. Проезд также 6,5 руб, интервалы 2-5 минут. Состояние подтроллейбусных проезжих частей и надтроллейбусных контактных сетей оценивается на «5».

Благодарю за внимание всех, кто дочитал мой нудный рассказ до конца. Если я чего-то забыл – критикуйте – буду дописывать.
Поскольку вставлять фотографии в текст я так и не научился, фотографии готов высылать заинтересованным лицам особым порядком.
Чебоксарско – Новочебоксарской система, по моему, по всем показателям (скорости, интервалы, состояние подвижного состава, состояние дорог и контактной сети) заслуживает «5». По всем, кроме одного, принятого – «по маршруткам». За маршрутки - 2
Ещё раз спасибо за внимание!

Текст отсюда, схема отсюда.

Comments

( 18 высказались — Высказаться )
rendezbooze
14 дек, 2008 19:00 (UTC)
А я на Зодиачной живу)) ггг
udikov
15 дек, 2008 02:16 (UTC)
Да, сказочное метро получилось какое-то...
Ну, я на "Стадионной"раньше жил.
Теперь неподалёку от реальной станции "Рязанский проспект" московской подземки...
... - guestinmoscow - 14 дек, 2008 20:42 (UTC) - Развернуть
udikov
15 дек, 2008 02:17 (UTC)
Да, долго бы ей его искать пришлось )

А ведь хотелии ведь когда-то его строить... Но, имхо,большого смысла в этом пока нет... Да и рельеф города не вполне подхоящий. Лучше дорого побольше, мостов между районами - дешевле и проще...
avadim
15 дек, 2008 14:34 (UTC)
Даже если и кто-то когда хотел, то только чисто гипотетически. Установка была в СССР, что метро стоит только в миллиониках строить. А Чебы с Новчиком никогда не дотягивали до этой цифры.

А вот про трамвай рассуждали серьезно, но что-то не срослось

А карта прикольная, кто-то повеселился вволю :D
udikov
16 дек, 2008 03:33 (UTC)
Очень бы трамвай Чебам к лицу был. С другой стороны - они загромождают город. Но как бы здорово было по заливу на трамвае проехаться )
dvorobjov
15 дек, 2008 05:08 (UTC)
идея с метро хорошая. но проект, в том виде как здесь на рисунке, бредовый. - от доммодной до арбаткой пешком идти 2 минуты. ради этого в метро никто не полезет. ))
udikov
15 дек, 2008 07:25 (UTC)
Вы меня поражаете. Повеселился народ, сделал пародию на московскую карту метро...

Никто в Чебах метро строить не будет, а если и будет в отдалённом будущем, то будут там от силы пара веток...
zhenya54
15 дек, 2008 05:21 (UTC)
Названия станций - п*здец! И почему Волгу называют "Водохранилищем"?
udikov
15 дек, 2008 07:23 (UTC)
А почему бы нет?
ГЭС, большое водное пространство, ресурсы питьевой воды...
alfy_18
20 дек, 2008 13:25 (UTC)
А я жила на библиотеке :)
kristall_art
24 дек, 2008 13:21 (UTC)
даешь ветку легко метро до новчика
udikov
24 дек, 2008 13:22 (UTC)
Ну да, было бы неплохо. Да и до пригородов электрички бы надо пустить...

А до Новчика хотя бы троллейбус бы пустили... На юге где-то и не на такие расстояния троллейбусы ходят...
kristall_art
24 дек, 2008 13:29 (UTC)
да они уже лет 10 обещают... все ни как ни соберутся
(Анонимно)
24 янв, 2009 20:35 (UTC)
помогите
Я ни когда не был в г.Чебоксарах. Теперь приехал учиться, а город не знаю.Подскажите как мне проехать-я поселился на пр.Мира мне надо доехать до ул.Шевченко.
udikov
1 фев, 2009 06:23 (UTC)
Re: помогите
Вопрос ещё актуален?
( 18 высказались — Высказаться )

Полезное

Яндекс.Погода

Подписка

ОднаКнопка

Рейтинг блоговРейтинг блогов



Рейтинг блогов

Метки

Latest Month

Май 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko