Александр Удиков (udikov) wrote in my_cheboxary,
Александр Удиков
udikov
my_cheboxary

Category:

Отличная статья о чебоксарском транспорте + схема маршрутов троллейбусов


Схема троллейбусных маршрутов Чебоксар

Чебоксары - Новочебоксарск
Алексей Колин 05.05.2007 20:57

Прежде чем начать повествование, хочу заранее извиниться перед жителями чувашской земли за возможные искажения фактов, ибо я обрисую город таким, каким увидел его я.
В путеводителе по столице Чувашии написано, что в 2002 году город был признан самым благоустроенным в России, а в 2003 году – культурной столицей Поволжья.
Что ни говори, а город, действительно, на самом деле очень красивый. Он вытянулся на добрых 7 километров вдоль обрывистого высокого правого берега Чебоксарского водохранилища р. Волга и на столько же к югу. Население в столице Чувашии около 460 тыс. жит. Однако планировка кварталов похожа на букву «Т», в связи с чем в городе есть ярко выраженные интенсивные потоки, направленные с запада на восток и с севера на юг.

Историческая часть города, расположена в середине этой буквы «Т» на берегу Волги и визитной карточкой города, пожалуй является огромный монумент Материи Чувашии в заливе, по размерам похожий на монумент матери в Волгограде. До монумента матери через залив можно пройти по пешеходному мосту от Красной площади, изящной площади на берегу залива, где расположен Чувашский драматический театр, где кольцуются троллейбусы. Пожалуй, это самая красивая и самая культурная конечная троллейбусов, которую я когда-либо видел. От неё через мост ведут дорожки к берегу матушки – реки Волги, где можно насладиться и прекрасными пейзажами, открывающимися на противоположный берег водохранилища, и тихой умиротворённой архитектурой русского зодчества предыдущих веков.

Но вернёмся к началу. Поезд подходил к ст. Чебоксары, и из окна вагона уже открывался вид на просп. Ленина и Привокзальную ул. Честно говоря этот вид меня не на шутку смутил огромным количеством жёлтеньких, вонюченьких, прыгающих самых обычных газелек, ласково обзываемых в народе «маршруток». Тут я подумал, что чувашского троллейбусного чуда я не увижу, и приготовился к самому худшему: к тому, что было рассказано про Абакан, Воронеж, Владивосток и прочие города с разгромленным электротранспортом. Жару в огонь подбавил один полупустой троллик, протискивающий себе дорогу среди целого улья жужащих жёлтых как пчёлы маршруток.
«Хана троллейбусу в этом городе» - подумал я и с грустными мыслями о судьбе электротранспорта вышел на привокзальную площадь.
К счастью, в действительности всё оказалось совсем не так. Троллейбус в Чебоксарах функционирует, не только хорошо, но и припеваюче, можно сказать, образцово, назло всем его врагам.

С другой стороны, Чебоксары – первый увиденный мною город, в котором принцип «От добра добра не ищут» не работает. Я привык к тому, что либо в городе огромное количество маршруток и муниципальный транспорт работает с определённо высокой степенью хреновости (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток, Саратов и т.д.), либо строго наоборот – великолепно работает муниципальный транспорт и в городе сравнительно мало маршруток или они отсутствуют вовсе (Ижевск, Хабаровск, Самара, Магнитогорск).
В чём состоит феномен Чебоксар я разгадать так и не смог, но в эту схему он явно не вписывается. В городе огромное количество маршруток. Они словно пчёлы вокруг улья облепляют всё и вся, подъезжают к остановке сразу по 5-6 штук подряд, подрезают и обгоняют, бибикают друг другу, борятся за каждого пассажира, порой создают заторы. При любом взоре на центральных улицах в зону видимости всегда попадают маршрутки, и, скорее всего не одна.
Но! В городе также и огромное количество троллейбусов. И при случайном взоре они тоже всегда находятся в зоне видимости. И к остановке запросто подъезжает сразу по три троллика подряд, при том, что сзади ещё видна непрерывная их вереница.

В выходной день, скорее труднее застать других участников движения – легковые и грузовые автомашины, зато троллейбусов и маршруток всегда много. Такое впечатление, что они живут в параллельных мирах, и друг для друга не существуют. Самое интенсивное движение на просп. Ленина, где проходит 12 маршрутов (отрезок между вокзалом и ул. Гагарина). Здесь работает «троллейбусный конвейер».
Всего в городе 19 троллейбусных маршрутов (максимальный номер 21), все маршруты живые и частоходящие. Интервалы как правило, по 2-5 минут, долго троллейбус никогда не приходится ждать (кроме вечера), ездят они очень быстро, качество покрытия дорог вполне это обеспечивает, эстетическое и техническое состояние машин самое наилучшее. Большинство машин имеют свою традиционную бело-красную раскраску. Исключение составляют, как правило, новые машины, закупленные недавно. Весь этот парк обслуживается тремя троллейбусными депо.
Стоимость проезда 6,5 руб.

Казалось бы, по всем мыслимым и немыслимым законам физики, а также согласно законам других естественных и неестественных наук маршрутки должны бы сойти на нет, либо занять свою минимальную нишу и редко появляться на глаза. Можно, конечно, частично объяснить сей феномен большими расстояниями, на которых троллейбус, останавливающийся на всех остановках, проигрывает бобику, летящему в экспрессном режиме, но я бы не осмелился заявить, что причина ибо в этом. Ибо в Чебоксарах троллейбусная маршрутная сеть весьма удобна и в большинстве случаев проехать из одного конца города в другой можно с использованием только одного троллейбуса (это Вам не Нижний Новогород, Новосибирск или С-Петербург, где маршрутка берёт своей дальнобойностью и беспересадочностью).
Между тем, и сами троллейбусы, пустыми, безусловно, не ездят. Сколько бы там не было маршруток, но в виду их микроскопичной мизерности, именно на троллейбус ложится основная нагрузка по перевозке пассажиров по городу. Случись в городе (не дай бог!) отключение электроэнергии и «эффект» в масштабах будет аналогичен полной остановке всех линий метрополитена в Москве. Кстати, автобусов в городе необычайно мало (те что попадались – ЛиАзы -5256), может быть их малочисленностью и частично объясняется размножение бобиков.

Улицы в городе, чистые, опрятные, следы разрухи середины 1990-х годов успешно маскируются и ликвидируются. То же относится и к новым кварталам. В городе идёт интенсивное жилищное строительство в особенном изящном архитектурном стиле. Основной транспорт на окраинах, как и в центре – троллейбус.
Конечно, в городе с таким населением, с такой вытянутостью на восток и юг, с такими концентрированными потоками просится скоростной трамвай. Но появиться ему было здесь не суждено. Видимо, в качестве компенсации, в городе появилась линия ….. скоростного троллейбуса. Нет, нет, конечно, такого термина не существует, но именно так хочется назвать линию, открытую недавно на Президентском бульваре. Замахнусь ещё больше и заявлю, что это самая красивая троллейбусная линия из всех, которые я когда либо видел.
Но обо всё по порядку. Президентский бульвар – очевидно новая городская широкая магистраль. Он проходит с юга на север от парка «Лакреевский лес» до ул. Композиторов Воробьёвых параллельно самой главной магистрали города – просп. Ленина, соединяющей вокзал с упомянутой выше Красной площадью. Не нужны быть стратегом, чтобы понимать, что просп. Ленина транспортом явно бывает перегружен. Таким образом, Президентский бульвар проходящий с краюшку вдоль залива является не чем иным, как дублёром самой главной улицы в городе (хотя, конечно, может теперь и он является более главным?).

Президентский бульвар – улица колоссальных контрастов. Она проходит фактически вдоль обрыва ущелья. Причём вдоль самого бульвара расположены здания из стекла и бетона, претендующие на самый высокий статус республиканского значения (бизнес- центры, выставочный центр, гостиницы и т.п.). А на другой стороне ущелья понатыканы обычные деревянные домики деревенского типа с пасущимися возле них грациозными козами, амбициозными гусями и весёлыми поросями.
Троллейбус 21-го маршрута парит по Президентскому бульвару очень быстро, спускаясь как будто бы в то самое ущелье, то вздымаясь ввысь к самому Монументу Матери, оставляя за собой внизу рельефные изломы проходящей в нижнем уровне улицы Гагарина, по которой, кстати, тоже идут троллейбусы. 21 маршрут можно вполне делать экскурсионным, ибо из окна троллейбуса видна весьма обширная часть города.

128,48 КБ

Всего лишь в нескольких километрах от самой восточной конечной (ОАО «Промтрактор») начинается троллейбусная сеть Новочебоксарска. Вторым неизведанным для меня феноменом остался факт разъединённости чебоксарской и новочебоксарской троллейбусных сетей. Ведь 101-ый автобусный маршрут (официально Чебоксары – Новочебоксарск), начинающийся у Агрегатного завода в Чебоксарах и заканчивающийся примерно около ГЭС в Новочебоксарске, почти на 3 /4 протяжённости покрывается трассами частоходящих маршрутов троллейбусов – сначала Чебоксар, потом – Новочебоксарска. При этом пассажиропоток между столицей и республики и её спутником весьма высокий, что характеризуется непрерывным потоком маршруток. Между тем, время поездки на автобусе от восточной точки троллейбусной системы Чебоксар до западной точки троллейбусной системы Новочебоксарска составило 7 минут.

Город Новочебоксарск вытянут вдоль Волги почти на такое же расстояние, как и сами Чебоксары, и образован, очевидно, двумя градообразующими предприятиями – ГЭС и химкомбинатом.
В России троллейбусы с номерами маршрутов, превышающих цифру «50» можно увидеть только в двух городах. Ну первый это, понятно, Москва. А вот второй – Новочебоксарск. Видимо, чтобы не создавать путаницу с номерами маршрутов в соседнем городе, в Новочебоксарске маршруты троллейбусов пронумеровали начиная с 51 номера:

№ 51 Ж-д станция – Иваново;
№ 52 Иваново – Химпром;
№ 53 Ж-д станция – Школа № 19;
№ 54 Иваново – ул. В. Интернационалистов;
№ 54К Иваново – Юраково
№ 55 Ж-д станция - ул. В. Интернационалистов;
№ 55К Ж-д станция – Юраково;
№ 56 Иваново – Школа № 19
Итого 8 маршрутов.

Троллейбус в Новочебоксарске также произвёл исключительно хорошее впечатление. Причём здесь это впечатление было усилено ещё и относительно редким появлением маршруток. Внутренних маршруток по городу совсем не много и троллейбус чувствует себя королём.
Сеть представляет из себя две пересекающиеся в центре линии. При этом линии не перпендикулярны, а обе вытянуты вдоль Волги. Троллейбусы ходят часто и быстро.
Особенно впечатлил не шуточно широкий проспект (назначение трёх полос в каждую сторону на городском, вовсе не транзитном, для города проспекте явилось очередной неразгаданной загадкой), проходящий вдоль Волги и через Рощу. На этом вполне пустынном широком проспекте троллейбус смотрится вполне себе важным и скоростным транспортом.

Линия, идущая на Химпром, также проходит по широкому проспекту до Заводоуправления, после чего троллейбус внезапно сворачивает в узкий промзоновский проулок, где оказывается среди сразу двух рядов колючих проволок и злых собак (справа «Химпром», слева ТЭЦ). Кольцуется троллейбус около неприятно пахнущих труб на остановке с романтичным названием «Ж-д станция», но при этом самой ж-д станции в пределах горизонтальной видимости не наблюдается совсем не наблюдается.
Троллейбус в очень хорошем состоянии, пользуется большим спросом, много новых Тролзовских машин. Проезд также 6,5 руб, интервалы 2-5 минут. Состояние подтроллейбусных проезжих частей и надтроллейбусных контактных сетей оценивается на «5».

Благодарю за внимание всех, кто дочитал мой нудный рассказ до конца. Если я чего-то забыл – критикуйте – буду дописывать.
Поскольку вставлять фотографии в текст я так и не научился, фотографии готов высылать заинтересованным лицам особым порядком.
Чебоксарско – Новочебоксарской система, по моему, по всем показателям (скорости, интервалы, состояние подвижного состава, состояние дорог и контактной сети) заслуживает «5». По всем, кроме одного, принятого – «по маршруткам». За маршрутки - 2
Ещё раз спасибо за внимание!

Текст отсюда, схема отсюда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments